МЕНЮ САЙТА

Доска почёта
Наши знаменитые земляки






Здесь
можете
быть Вы!
Уткин, Владимир Фёдорович

Один из самых известных в России и за рубежом житель нашего посёлка, академик, дважды герой социалистического труда, брал Берлин и покорял космос.
Родился 17 октября 1923 года в деревне Пустобор (ныне не существует) в семье рабочего Фёдора Дементьевича (1896—1940) и домохозяйки Анисии Ефимовны (1893—1981). Русский.
Отец — Уткин Фёдор Дементьевич (1896—1940), трудовую деятельность начал в 14 лет, работал на заводах в посёлках Клетино, Пустобор Рязанской области, в дальнейшем был плановиком-экономистом на чугунолитейном заводе в посёлке Лашма. Мать — Уткина (Лашина) Анисия Ефимовна (1894—1981), всю жизнь занималась воспитанием четырёх сыновей и вела домашнее хозяйство.
Детство провёл в посёлке Лашма Касимовского района Рязанской области.


Вот что вспоминал Владимир Фёдорович в интервью Борису Смирнову, в 1998 году, о том времени:
Надо сказать, что у меня было интересное, счастливое детство. Нас было четыре брата: старший Николай, за ним я, потом Пётр и Алексей. Мы были очень дружны. У нас были замечательные друзья, наши сверстники. Очень любили играть в войну. Но жизнь была непростая, приходилось всё время подрабатывать. Отец работал экономистом на чугунолитейном заводе. Он был в семье один кормилец, мама не работала. Но у нас был большой огород, сажали помидоры. В то время были сорта очень интересные, они вызревали без теплиц. И были такие, что вся Москва любила покупать помидоры из рязанского края, касимовские. Они имели свой неповторимый вкус. Изумительные помидоры. Но пока они росли, их надо было поливать. И ходить за водой нужно было километр и двести метров в один конец и обратно, но уже с водой и в гору. Так нужно было много раз сходить каждому из нас, чтобы полить весь огород. Это был большой труд. Ещё зарабатывали тем, что плели корзины для чугунолитейного завода, в них на заводе носили кокс. Рубили прутья, плели, сдавали корзинки, и это было большое подспорье для семьи. Но любили и технику всякую сами делать. Старший брат сделал чудеснейший фотоаппарат.
Закладывалась любовь к конструированию – из ничего сделать вещь. Эта черта в детстве была воспитана, понимаете? Это сейчас вы пришли в магазин и вам комплект для авиамодели продают: мотор резиновый, бамбук готовый, папиросная бумага - всё что надо. А нам всё это надо было достать и приспособить. Моторчиком была камера от велосипеда, сгнившая. Я как сейчас помню, закручиваешь, а она лопнула, и вся конструкция разлетелась вдребезги. Досада ужасная, слёзы. Потому что труд ни одного дня пропал даром. Умение с детства делать из ничего изделие, придумывать, изобретать – это хорошая школа.
1933-й год был голодный, и мы с братом Николаем Фёдоровичем кормили всю семью рыбой. Вставали в два часа ночи, на лодке выезжали на Оку и ловили. В основном шла стерлядь. Ловили много, и год прошёл терпимо, ну, и хлеб давали по карточкам. Потом жизнь стала налаживаться, но в 1940-ом году мы потеряли отца. В это время старший брат учился в МВТУ, а я заканчивал десять классов в Касимове. Пётр заканчивал среднюю школу, а Алексей был в 4-ом классе. Таким образом, мать одна осталась с четырьмя детьми, было ей, конечно, тяжело. Но мы умели матери помочь, мужские и женские дела выполняли. Дружная, хорошая семья была. Сейчас мы остались вдвоём: Алексей Фёдорович и я. Он – главный конструктор, мой смежник по ракетным делам. По существу, детство у нас было интересное. В труде, рыбалке, купании, хождении за грибами. У нас их было изобилие. Это же Мещерская низменность. Белых грибов, рыжиков и всего – много.
Отец разводил пчёл. Я очень любил сидеть у лотка и наблюдать, как пчёлы, словно тяжёлые бомбардировщики, садятся с добытым нектаром, еле долетая до лотка. Это изумительно. Ульи стояли в лесу на поляне, и я как-то находился рядом. И тут пчёлы набросились на меня. Я, как сейчас помню, по кустам мчался с этого пчельника и от них еле спасся. Но шеи не было, она срослась с головой. Опухло всё, и я не один день ходил в очень непристойном виде.
Не хвалясь, скажу, что косили мы очень хорошо. Рост хороший, размах хороший. Чисто косили. Так, чтобы, кто понимает в косьбе, мог подойти и сказать свое веское слово. Мы с Алексеем Фёдоровичем, когда приезжали из института на каникулы, в соседнем селе нанимались косить. Утром рано на заре встанешь, скосишь, а дальше сушили, стога делали. Требовалось ещё немалое искусство перевезти на лодке скошенный стог сена через Оку. Две лодки, вы их соединяете хорошо и на них стог кладёте. И надо сказать, что в войну-то младший брат Алексей Фёдорович этими делами один занимался. Корову на две семьи мы держали с маминой сестрой, и брат умел в сентябре, в октябре, уже когда холода, перевезти через реку сено. Даже взрослые иной раз топили лодку, нагруженную сеном, в холодную воду. А он перевозил.
- А сейчас вы смогли бы косить?
- О, отлично кошу и с большим удовольствием. Я до сих пор храню и берегу косу. Я её отбиваю сам, насаживаю сам и стараюсь косить не электрической косилкой, она у меня есть, а сам, потому что это очень хорошая физическая нагрузка и радостные воспоминания детства. Радость и удовольствие.
И ещё была большая забава – соревнование по молодому льду на коньках – кто в соседнюю деревню первым прибежит. Это же вообще класс! Я и сейчас очень люблю кататься на коньках.
- Самое любимое ваше блюдо в детстве, в юности?
- Самым любимым блюдом была пшённая каша, крутая и с молоком. Очень любили набрать земляники и с молоком её поесть. Не ленились, собирали землянику. Нравилась рыба. Стерлядь, конечно, выдающаяся рыба, но надоедает она быстро. Мы очень любили помидоры, огурцы, типа «неженских», маленькие, красивые, они очень вкусные. Такое вот кушанье было наше рязанское, щи хорошие любили очень. Земля рязанского края трудна в эксплуатации, но она давала удивительные вкусовые качества овощам. Благодатная земля, но требовала она большого ухода, особенно, когда выращивали картошку – требовались удобрения, навоз. А в жару всё быстро горело, поэтому поливка должна быть очень обильной. Брат старший любил разводить гусей. И вот когда под Рождество забивали гуся, то готовили в гусятнице картошку с гусем – большой семейный праздник. А, кроме того, у мальчишек была любимая забава – гусиные бои. Лёд на реке, большая прорубь или полынья и в ней гусиный бой. Какие были переживания! Очень уж хотелось, чтобы победил наш гусак. Это вызывало у нас большую гордость и бесконечный восторг. Вот такое было деревенское детство. Замечательная природа, тихие вечера, запах лугов и леса… Холодная чистая вода из лесного ручья. В городе этого нет. Я горжусь, что родился и вырос в таком благодатном крае – на рязанской земле.
- Детство кончилось, когда началась война. Каким было для вас начало войны?
- 21 июня, в ночь на 22-е в нашей школе в городе Касимове был выпускной вечер. Мы, как положено, хорошо встретили окончание школы, гуляли по берегу Оки до утра. Приходим домой, а мама говорит: «Сынок! Началась война».
Как уходил на фронт… Меня, когда уходил на фронт, трепала малярия. В Касимовском военкомате спросили, кто болен – выйти из строя. Никто не вышел. Мне было как-то неудобно выйти и сказать, что я болен. А потом малярию как рукой сняло. Такое вот удивительное явление.
Проводы ещё запомнились тем, что мы были уверены, что всё это ненадолго, что мы настолько сильны, что мы настолько мощны, что война вот-вот и закончится. Я так маме и сказал: «Мама, ты не печалься, скоро вернёмся». Мама, конечно, понимала глубоко ту трагедию, которая нас настигла. И она плакала. А мы уезжали с лёгким сердцем. Молодость. И большой патриотический настрой был у нас, юношей, идущих защищать Родину. Это было главной чертой всего нашего поколения.
Восемнадцатого августа 1941-го года мы, группа ребят, сели в машину и с песней «Прощай любимый город» направились в Рязань, оттуда в Ульяновск, в училище связи. Училище было переполнено в пятикратном размере, и отправили нас в запасной полк связи, а потом - на фронт. Стояли страшные морозы, случалось, когда на бегу отмораживали ноги. Прибегаешь – пальцы белые, потому что было под минус 45 – 46 градусов. Условия очень трудные были.
На войне я был связистом. Тяжёлая специальность. На Волховском фронте всё очень было на первых порах неустойчиво и плохо. Ночью восстанавливать проводную связь было всегда очень и очень трудно для молодого человека. Дороги были всякие. Часто попадал под очень сильные бомбёжки. Одна мне запомнилась навсегда. Колонна наша остановилась на отдых. Поповский дом, церковь, захожу я в дом, а там первый и второй этажи забиты людьми – на ночлег устроились. И как будто бы мне подсказал кто-то, я другу говорю: «Пойдём отсюда, тут опасно». И мы залегли спать на стыке двух стен, толстые, хорошие стены. А ночью ад был кромешный. Каких только немец бомб не сбрасывал и всё разбомбил дотла, а стена, где мы укрылись, выдержала. Но когда кончилась бомбёжка, я подошёл к этому дому, где мы ночевать хотели, в него было прямое попадание, там всё смешано было – камни, брёвна, люди…. Эта картина страшная осталась на всю жизнь. Прошёл дорогами войны… Воевал я на Северном Кавказе, на 4-м Украинском, 3-м Белорусском. Дошёл до Берлина. Остался жив. И поэтому всё, все мои действия, они из этой большой, тяжёлой школы.
Когда демобилизовался, приехал я домой на попутной машине, на грузовой, вылезаю из кузова. Идёт моя одноклассница школьная. Она остановилась. Мы с ней переговорили, побеседовали, договорились, что встретимся. Но не только встретились, увиделись, а в 1949-м году мы с ней поженились. Так, сделав первый шаг по родной земле, я встретил мою будущую жену Валентину Павловну, с которой прожил всю свою жизнь. Вот как бывает, прямо как в сказке.
Мама меня встретила с большой благодарностью, что я остался жив. В дом вернулся мужчина, кормилец.
Вспомнилось как в 1943-м году, когда мы стояли на отдыхе в Люберцах, мама очень сильно заболела, и мне удалось договориться с командиром: на пять дней съездить наведать маму. Ехал на поезде, а потом 60 километров до Касимова всю ночь шёл пешком. А от Касимова ещё 18 километров нужно было идти до посёлка, где мы жили. Был сильный мороз, я сел отдохнуть и чувствую, что засыпаю. Хорошо, что я зашёл в Касимове к тётке, которая дала маленькую баночку мёда. И как будто бы мне какой-то сигнал, что не спи, попробуй мёд. Я зачерпнул два раза пальцем мёд, и прошли усталость и сон. Под утро, часов в шесть, пришёл домой. Побыл день. А на следующий день обратно в часть, в Люберцы. Обратно удалось сесть на попутную машину и доехать нормально. А этот ночной поход зимой остался на всю жизнь в памяти. Когда в 1946-м вернулся с фронта домой, сразу увидел - отсутствие хозяйского мужского глаза сказалось на всём. И я сразу начал приводить дом в порядок. Было колебание, надо ли ехать мне учиться или остаться с мамой дома. Мама хотела, чтобы я остался с ней. Последнее слово сказали братья Николай Фёдорович и Алексей Фёдорович, они настояли, чтобы всё-таки я ехал. И я отправился скрепя сердце. Маму мы не бросили – забрали потом к себе в Ленинград.
В октябре 1945-го я демобилизовался. А в 1946-м году поступил в Ленинградский Военно-механический институт, где только что начал работать мой старший брат Николай Фёдорович, который был нам с младшим братом Алексеем Фёдоровичем вместо отца (отец наш умер в 1940-м году, за несколько месяцев до начала войны). Пришёл я на кафедру Военно-механического института, увидел пушки и прочее вооружение, и так мне стало грустно…И я решил не поступать в Военно-механический институт. Пошёл забирать документы, а мне их не отдают. Ну, думаю, ладно, проучусь один год, а потом всё равно уйду. Но закончил учебный год полностью и остался. И уходить было уже жаль. И получилось так, что вся наша семья оказалась в Ленинграде. Младший брат Алексей Фёдорович был на втором курсе Военмеха, я на первом, а старший - Николай Фёдорович - работал в Военмехе.


В 1946 году Уткин поступил в Ленинградский военно-механический институт. После успешного окончания института в 1952 году получил распределение в одно из ведущих конструкторских бюро страны — КБ «Южное» в городе Днепропетровске (Украина). Работал инженером-конструктором, старшим инженером, затем возглавлял различные научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения: начальник группы, начальник сектора, заместитель начальника отдела, заместитель главного конструктора.
В 1967 году назначен первым заместителем главного конструктора и начальника КБ «Южное», в 1971 году — главным конструктором и начальником, а в 1979 году — генеральным конструктором и начальником КБ.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1969 года Уткину Владимиру Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В качестве разработчика и руководителя научно-исследовательских работ Уткин непосредственно принимал участие в создании современных ракет-носителей и космических летательных аппаратов. Под его руководством разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, обеспечивших паритет отечественных ракетно-ядерных сил с соответствующими силами США, создано несколько ракет-носителей. Последняя разработка — высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель «Зенит», способная выводить на околоземную орбиту 12 тонн полезного груза, твердотопливная ракета РТ-23 (по натовской классификации SS-24), которой оснащались Боевые железнодорожные ракетные комплексы. В области космических аппаратов были введены в строй различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на разнообразные орбиты было выведено более трёхсот аппаратов семейства «Космос», которые составляют значительную часть от общего количества спутников этой серии.
К числу достижений КБ, возглавляемого Уткиным, относятся также создание разделяющихся орбитальных головных частей ракет, разработка уникального миномётного вида старта тяжёлой ракеты из шахты, решение комплекса научно-технических проблем, обеспечивающих непрерывное боевое дежурство жидкостных ракет в заправленном состоянии в течение многих лет, а также стойкость ракет при действии на них поражающих факторов. Стратегия конструктора-учёного Уткина — нахождение альтернативных оптимальных научно-технических решений при минимальных затратах.
Уткин — деятельный участник работ в области международного сотрудничества по исследованию и освоению космического пространства. Знаменательным событием стало осуществление обширной программы «Интеркосмос», являвшейся значительным вкладом в дело совместного исследования околоземного пространства учёными различных стран. В содружестве с французскими учёными был осуществлён проект «Аркад» с помощью спутника «Орёл».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1976 года Уткин Владимир Фёдорович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
В 1976 году был избран действительным членом (академиком) АН Украинской ССР, в 1984 году — академиком АН СССР.
С 1986 года он являлся генеральным директором и генеральным конструктором НПО «Южное». Уткин принимал самое деятельное участие в работах по использованию оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства: в создании ракеты-носителя «Циклон» на базе СС-9, спутника «Космос-1500», использованного для вывода каравана судов из льдов Восточно-Сибирского моря.
В 1990—2000 годах — директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения Российского космического агентства. Он принимал деятельное участие в перестройке управления ракетно-космической отрасли страны в новых экономических условиях, внёс существенный вклад в разработку Программ научно-прикладных исследований и экспериментов на борту орбитальных пилотируемых станций «Мир» и МКС и Федеральной космической программы России. Под его руководством в институте велись научные исследования по различным разделам Федеральной программы, проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью создания опытных аппаратов специального назначения. В рамках достигнутых договорённостей с США обеспечивалось научно-техническое «сопровождение» ключевых проблем, связанных с международной космической станцией (МКС).
Жил в Москве. Скончался 15 февраля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Генеральный конструктор ракетно-космических систем Владимир Уткин
Markos Pandorin

Уткин Владимир Фёдорович
Роскосмос ТВ
Укрощение Сатаны. Тайны забытых побед
История. Документальные фильмы
В РГРТУ открыли бюст Владимира Уткина
Телеканал ТКР
Уткин Алексей Фёдорович
Советский и российский учёный, конструктор ракетных комплексов, спроектировал стартовый комплекс и подвижной состав для Боевого железнодорожного ракетного комплекса.
  Доктор технических наук (1989), профессор (1993), академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (1994), Санкт-Петербургской инженерной академии (1994). Заслуженный деятель науки и техники (1995), лауреат Ленинской (1976), Государственной (1980) премий СССР.
Родился 15 января 1928, в деревня Забелино, Рязанской губернии. Детство провёл в посёлке Лашма.
В 1945 году окончил Лашманскую поселковую школу, поступил в Ленинградский военно-механический институт и в 1951 году, окончив обучение, получил квалификацию инженера-механика. Молодого специалиста распределили в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (ЦКБ-34) — так в те годы именовалось Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ).
В ЦКБ-34 в должности инженера-конструктора начал свой путь в области военной техники с участия в создании корабельных артиллерийских башенных установок (МК-5 и МК-5бис).
В середине 1950-х годов, с началом в стране эры ракетного оружия, ЦКБ-34 получило заказы на проектирование первых стартовых установок для кораблей ВМФ. С этого времени А. Ф. Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), проявив технические и организаторские способности.
В 1959 году стал ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с пусками ракет, сдача на вооружение стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а впоследствии зенитного ракетного комплекса С-200.
С 1963 года — начальник крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
В 1967 году назначен заместителем Главного конструктора, а в 1970 году Главным конструктором — начальником комплекса.
За период с 1970 по 1990 год под его руководством разработаны и сданы в эксплуатацию 4 стартовых комплекса с шахтными пусковыми установками для запуска баллистических ракет, железнодорожный стартовый комплекс 15П761, пусковая установка для крылатых ракет на подводных лодках и мобильная пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-300.
Под руководством и при личном участии конструктора разработаны методология индустриального способа строительства стартовых установок шахтного типа для РВСН и современные методы оптимизации их параметров и массо-габаритных характеристик.
Изобретение, внедрённое в пусковую установку зенитного ракетного комплекса С-300П, дало возможность решить схему передачи стартовой нагрузки без передачи динамики при старте ракеты.
В процессе создания железнодорожного стартового комплекса внёс большой научный вклад при исследовании несущей способности и деформативности податливого грунтового основания при больших динамических нагрузках. Результаты натурных экспериментальных исследований с помощью специального динамического стенда легли в основу теоретических исследований и разработки экспресс-метода по прогнозу несущей способности и деформативности грунтовых оснований на неподготовленных в инженерном отношении площадках. Им решена проблема передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации машин, а с использованием имеющихся экспериментальных данных по воздействию железнодорожного полотна на буксы подвагонных тележек решена фундаментальная задача по динамике нагружения агрегатов комплекса. Созданный под его руководством боевой железнодорожный стартовый комплекс обладает высокой живучестью за счёт манёвренности и скрытности.
Под руководством и при личном участии Алексея Уткина был выполнен большой объём теоретических исследований в процессе поиска оптимальных решений по созданию специальных машин, длительное время работающих в агрессивной среде (морская вода). Для обеспечения надёжного функционирования специальных машин в этих условиях была решена проблема выбора конструктивных материалов, покрытий, стойких к морской воде.
Одной из последних разработок КБ под руководством А. Ф. Уткина стали уникальные железнодорожные стреловые краны грузоподъёмностью 80 тс и 150 тс, выполненные на уровне мировых стандартов. Созданная и подтверждённая патентом гидравлическая система железнодорожного крана грузоподъёмностью 150 тс позволила эффективно выполнять совмещение операций в процессе подъёма-опускания груза, поворота крана, телескопирования стрелы.
А. Ф. Уткин — доктор технических наук, профессор. С 1968 года по совместительству преподаёт в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ «Военмех») на кафедре стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов. Автор книги «Отечественные стратегические ракетные комплексы» (1999), а также свыше 70 научно-технических трудов и более 100 изобретений, защищённых авторскими свидетельствами и патентами, большинство из которых внедрены в производство.
В 1976 году удостоен Ленинской премии. В 1980 году за создание пусковой установки ЗРК С-300П ему присуждена Государственная премия; в 1995 году Указом Президента РФ ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации». Он награждён также орденом Трудового Красного Знамени и знаком «Почётный железнодорожник».
А. Ф. Уткин избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской инженерной академии, членом научного совета Российской академии наук по проблемам машиностроения и технологии процессов.
В последние годы жизни работал советником генерального директора ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения».
Скончался на 87-м году жизни в Санкт-Петербурге 24 января 2014 года. Похоронен на Богословском кладбище.
Канайкин Виктор Архипович
Герой Социалистического труда, почётный гражданин Касимовского района

Виктор Архипович Канайкин родился 13 февраля 1944 года в городе Чапаевске Куйбышевской области в семье рабочего. В середине 1940-х годов был арестован и расстрелян отец Виктора Архиповича. Семья — мать и трое детей переехали в п. Лашма Касимовского района. Здесь Виктор учился в школе, но был вынужден рано начать работать: до 14 лет был подсобным рабочим на литейно-механическом заводе, позже — учеником кровельщика-жестянщика; в 17 лет стал мастером 5-го разряда. Тяжелое послевоенное детство, ранняя смерть отца — эти обстоятельства сформировали его характер: упорство, трудолюбие, стремление добиваться в жизни намеченных целей.


Виктор Архипович получил два высших образования — окончил Московский автодорожный институт и Свердловский институт народного хозяйства. Начав работать инженером, прошел большую школу производственной и научно-производственной деятельности, вырос до руководителя строительного треста Миннефтегазстроя СССР, нефтепроводного управления Миннефтепрома СССР, генерального директора НПО «Спектр» Академии наук СССР и НПО «Спецнефтегаз».
В.А Канайкин имеет ученую степень: доктор экономических наук, профессор по организации производства. Является академиком Международной Академии информатизации, действительным членом Российской инженерной академии им. Ю. Б. Харитонова, трижды лауреатом государственных премий.
В марте 2000 года был избран депутатом представительного органа местного самоуправления Касимовского района.
Виктор Архипович Канайкин внес огромный вклад в развитие социальной сферы и благоустройства рабочего поселка Лашма. Это: газификация школы, больницы, детского сада, приобретение стоматологического кабинета, двух машин «скорой помощи», машины для администрации, очистка затона площадью 300 кв. м. Для коммунальной службы поселка была приобретена необходимая техника.
На свои личные средства В. А. Канайкин построил в поселке храм во имя Рождества Христова. В 2010г. в п. Лашма открыты больница и дом-интернат.
В 2004 году состоялось торжественное открытие нового здания Лашманской школы, классы в которой оборудованы компьютерной техникой. Пристроен замечательный спортивный зал. Школа стала носить имя Виктора Архиповича Канайкина.
Виктор Архипович оказывает большую помощь в организации и проведении районных легкоатлетических пробегов и спортивных праздников.
За большой личный вклад в развитие района и повышение благосостояния его жителей 19 марта 1999 года решением Касимовского Совета депутатов Виктору Архиповичу Канайкину присвоено звание «Почетный гражданин Касимовского района». В. А. Канайкин — Герой Социалистического Труда СССР. Он награжден орденом Ленина, орденом Дружбы народов, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Генеральной Ассамблеи ООН за выдающиеся заслуги в области экологии. За благотворительную деятельность награжден орденами князя Даниила Московского 2 и 3 степени и Патриаршей грамотой.
Василий Фадеевич Дёмин

ХУДОЖНИК РОДОМ ИЗ ЛАШМЫ УЧИЛ ЖИВОПИСИ МОЛОДЕЖЬ ТУВЫ
Дёмин Василий Фадеевич родился 10 января 1912 года в деревне Акишино (сейчас входит в состав Лашмы) Касимовского района Рязанской области. Закончил Рязанский художественно-педагогический техникум, затем Московский государственный художественный институт повышения квалификации. Проходил обучение у художника Бакшеева В. Н.


Летом 1941 г. по направлению Комитета по делам искусств СССР приехал в Кызыл способствовать развитию изобразительного искусства и выявлению талантливой молодёжи. Спустя год получает должность заведующий отделом изобразительного искусства при Правительстве ТНР. Вместе с С. К. Ланзы становится основателем самостоятельной творческой организации — Союз художников Тувы (1965). Благодаря ему оформлялись многие праздничные мероприятия, писались портреты руководителей партии и правительства ТНР, декорации к спектаклям национального театра. В эти годы он преподавал рисование в школе, организовал изостудию в учебном комбинате (ныне средняя школа № 2), проводил первые художественные выставки, иллюстрировал тувинские учебники, книги, выявлял одарённых юных художников и народных умельцев-камнерезов.


Пребывая в республике Тува, Василий Фадеевич с первых дней был очарован красотой разнообразных ландшафтов, богатством цветовой гаммы пейзажей, заинтересован характерными типажами коренных жителей Тувы. Он пишет ряд живописных произведений, в которых предстаёт как тонкий колорит и наблюдательный психолог в передаче разнообразных человеческих образов, — будь-то портрет писателя Степана Сарыг-оола, художника Всеволода Тас-оола, арата Кара-Муге, тувинки с багульником, камнереза Монгуша Черзи и других.
Василий Фадеевич является свидетелем вхождения республики в состав Советского Союза в 1944 году. Как гражданин большого Советского государства и житель Тувинской автономной области РСФСР осознавая значимость этого великого события, он впервые создал сложную многофигурную композицию „Народный Хурал“. Обсуждение Декларации о вхождении ТНР в состав СССР», 1948 год. Круговая композиция изображает собрание аратов под открытым небом среди юрт на фоне синеющих гор. Светлый солнечный день, ярко звучащие краски, обилие красных оттенков придают картине радостное состояние народного праздника.
Особое место в творчестве Василия Дёмина занимают его монументальные работы, дополняющие градостроительный облик Кызыла. Для памятника красным партизанам, погибшим в Белоцарском бою в 1919 году, он лепит и отливает из бетона скульптурный рельеф, изображающий группу вооружённых русских революционеров[2]. Василий Фадеевич является автором проекта обелиска «Центр Азии», сооружённого к 20-летию Советской Тувы в 1964 году. Примечательны его натюрморт «Черемуха», небольшая этюдная картина «Молотьба хлеба военного урожая», достоверный пейзаж «Наводнение в Кызыле 1945 года», большое историческое полотно «Кызыл в 1941 году» и много других, наполненных яркими красками и лёгкими быстрыми мазками его богатой цветовой палитры. На одном из его этюдов 1941 года запечатлён самолёт на зелёном поле аэродрома на окраине Кызыла, на другом — центральная улица в Кызыле. Привлекают его внимание характерные местные достопримечательности. Непосредственными этюдами с натуры являются первые портреты, созданные в начале 1940-х годов в Туве. Среди них — «Тувинка с багульником» (1942), изображающий молодую смуглолицую тувинку с огромным букетом нежных сиренево-розовых цветов.
Образ своего ученика — молодого тувинского художника — с большой психологической тонкостью, душевным тактом и реалистической правдивостью раскрыл в портрете художника В. Л. Тас-оола (1943). Скромный тувинский юноша изображён в синем рабочем халате с палитрой и кистями в руках. Подчёркнуты гордая распрямленность его фигуры, волевая собранность, серьёзность, ясность и доверчивость в выражении лица.
Василий Фадеевич участвовал в выпусках тувинских марок. Он не был специалистом по их изготовлению, и работа давалось ему с трудом. Однако, будучи талантливым художником, он с поставленной задачей справился с честью. Сейчас они имеют большую филателистическую ценность и «Охоту» за этими марками ведут во всем мире.
Часть работ Дёмина Василия Фадеевича находится в Национальном музее Республики Тыва. По ним можно проследить историю республики с конца тридцатых годов 20 века.
Картина Дёмина «Молодые араты Советской Тувы» вошла в иллюстрации раздела о Тувинской Автономной Советской Социалистической Республике Большой советской энциклопедии и печаталась на открытках. Само произведение находится в Москве в Государственном музее искусства народов Востока.

– Василий Фадеевич родился в многодетной семье, где было семеро братьев и сестер, – рассказывает его племянник, Сергей Дёмин. – Наш отец Николай, его брат, всю жизнь прожил в Лашме. Дядя часто приезжал в гости. Он помогал оформлять плакаты и афиши для Лашманского клуба и местного чугунолитейного завода, рисовал сельскую природу родного края.

В середине 80-х Василий Фадеевич вернулся на родную Рязанщину. Работал в Доме творчества «Академическая дача». Много времени проводил со своей семьёй в загородном доме (в селе Засечье). Ещё не раз приезжал в Туву, скучая по своей второй родине. Своим любимым делом — живописью занимался до самой смерти.
Осенью 1990 г. его сбил автомобиль
Петров Захар
Андреевич
НАШ ЧЕМПИОН
Захар Петров - многократный призер первенства России, мира и Европы. С 2017 года входит в состав сборной России. В 2024 году стал Мастером спорта международного класса.

Захар родился в 2002 году в посёлке Лашма, в большой, дружной, многодетной и творческой семье.
С 6 лет он занимался дзюдо и регулярно занимал призовые места. Также он неплохо стрелял, а зимой участвовал в лыжных гонках.
Учился в местной школе и с 13 лет посещал секцию гребли на байдарках и каноэ в спортивной школе олимпийского резерва «Лидер», в посёлке Сынтул, куда каждый день ездил за 40 километров от дома. Занимался под руководством заслуженных тренеров России Елены Ивановой и Владимира Клинова, которые за карьеру воспитали массу видных представителей своего вида спорта. Специализацию выбрала его тренер Иванова. Она заявила спортсмену, который только что пришел к ней в секцию, что он будет грести в каноэ, и уже через месяц отправила его на сбор.
Довольно скоро молодой каноист пробился в юношескую сборную России. В ее составе в 2019 году он принимал участие в первенствах Европы и мира, становился победителем соревнований в четверках. В 2021-м Петров также собрал большое количество наград: два золота и бронза первенства мира, а также три первых места на первенстве Европы.
В мае того же года 19-летний спортсмен в двойке с Кириллом Романовым взял золото и бронзу на этапе Кубка мира в Барнауле на дистанциях 500 и 1000 метров.

В 2022 году Петров был признан лучшим спортсменом Рязанской области. В 2023-м стал четырехкратным чемпионом и серебряным призером международного «Кубка Доброй Воли», в котором приняли участие спортсмены из пяти стран. Захар завоевал золото на олимпийских дистанциях — 500 и 1000 метров.
В настоящее время - спортсмен-инструктор Рязанского регионального Центра спортивной подготовки.
«Спортивного кумира, наверное, нет, равняюсь на себя. Я всегда стараюсь выкладываться на полную мощь, чтобы в дальнейшем мог сам стать чьим-то кумиром».

Захар Петров

Men C1 1000m Final A / 2024 Canoe-Kayak Sprint European Olympic Qualifier
Интервью Захара Петрова для программы ГРОМКО с Дмитрием Губерниевым